Новости

Главный режиссер и художественный руководитель Российского государственного симфонического оркестра кинематографии СЕРГЕЙ СКРИПКА о музыке в кино и телевидении!

О режиссерах на записи музыки

Режиссер-постановщик должен присутствовать на записи. Например, режиссер Сергей Урсуляк говорил мне, что запись – тот момент, который его особо волнует. Хотя сейчас удивительная атмосфера: иногда даже композитор не приходит – приходит аранжировщик. Раньше абсолютно все режиссеры – как например Эльдар Рязанов, Георгий Данелия – могли довести до белого каления и оркестр, и композиторов, но они добивались того, что хотели услышать. Они не всегда могли это объяснить, поскольку не владели профессиональной терминологией, но в том-то и задача дирижера и музыкального редактора – понять и постараться воплотить замысел в музыке, в звучании оркестра.


О процессе записи киномузыки

Технологически сейчас все ушло далеко вперед. Часто спорят, насколько это хорошо для самой души музыки. Некоторые считают, что играть под клик – это последнее дело (клик – это щелчки, звучащие через определенный промежуток в ушах дирижера и музыкантов, в которые нужно укладываться). Но это говорит только о том, что эти люди не владеют искусством клика – они хотят играть, как душа велит, а то, что это не попадает в экран, их уже мало волнует.


Раньше считалось само собой разумеющимся, что на записи обязательно присутствуют режиссер, композитор и музыкальный редактор – с его работы все начиналось. Он первым читал музыкальный сценарий, и у него в голове рождался какой-то образ. Он представлял, кто из композиторов больше всего подходит для данной картины. Потом композитору давали сценарий, чтобы он подготовил музыкальные эскизы, потому что в режиссерском сценарии просто прописано: «Тут начинается музыка».


Кадр из фильма «Бриллиантовая рука» режиссера Леонида Гайдая

Иногда сам композитор предлагал добавить в картину какую-то мелодию. Например, песня «Остров невезения» («Бриллиантовая рука») появилась уже после того, как фильм был фактически снят. Композитор Александр Зацепин долго уговаривал режиссера Леонида Гайдая включить ее в картину, хотя тот говорил, что места уже нет. Тогда Зацепин предложил вставить песню в сцену на палубе – и эта песня осталась навсегда. Хотя чаще всего только на записи у режиссера пробуждается музыкальная фантазия и начинается творчество.


Самой записью руководит музыкальный редактор. Раньше был очень хороший институт литературных и музыкальных редакторов, но его фактически первым уничтожили в перестройку. После этого появилась шутка: «Если в титрах слово «аранжировщик» написано правильно – это победа». А ведь музыкальный редактор заменяет музыкальное образование режиссера и продюсера и отвечает за уровень всей работы. Я всегда привожу в пример фильм «Кукушка» Александра Рогожкина. Гениальная картина с потрясающими пейзажами, но звучание музыки…


Показывают пейзаж, и синтезатор издаёт звук, который я называю «мозгопилом» – будто трепанацию черепа делают. Вот здесь и нужен был музыкальный редактор, который настоял бы на необходимости заказать смену записи со струнными, которые добавили бы картине глубины и объема. Вместо этого были потрачены деньги на сведение в Англии. А зачем?


О дирижерах и композиторах

Мы с композиторами, как правило, встречаемся только на записи музыки, потому что вся подготовка проходит без дирижера. Чаще всего мы уже давно знакомы, поэтому с полуслова понимаем друг друга. Иногда композитор советуется со мной, иногда просто нужно воплотить уже задуманное. Сейчас появились очень хорошие молодые композиторы – Артем Васильев, Юрий Потеенко. Они прекрасно работают: и с кликом, и с электронной музыкой, и оркестр прекрасно знают. Конечно, бывает, приходит какой-нибудь «гений», который даже ноты не может прочитать… Но у таких обычно есть аранжировщик. В таком случае нельзя говорить о качестве музыки: это все на что-то похоже, это все уже где-то было. К большому сожалению, наша музыка скатывается к таперству, с которого начинала.


О самой сложной работе

Во время работы над фильмом «Водитель для Веры» не столько у меня были трудности, сколько у композитора Эдуарда Артемьева, потому что он три раза переписывал партитуры, а до этого еще два композитора отказались от этой картины. Режиссер (прим. Павел Чухрай) замечательный, фильм замечательный и музыка получилась замечательная, а такие трудности в работе периодически бывают.


Кадр из фильма «Слезы капали» режиссера Георгия Данелии

А фильм, который мне дался особенно тяжело – это «Слезы капали» Георгия Данелии. Я бы сейчас не смог повторить такую работу, потому что надо быть молодым, иметь очень свежие мозги и хорошее здоровье. Это была безумно сложная работа – даже сам Гия Канчели (прим. композитор картины) написал не партитуры, а три «партитурки», в которых были три главные темы. А Данелия стоял в студии и напевал эти мелодии под экран. Мне же приходилось после этого каждому музыканту объяснять, какую строчку из какой «партитурки» ему нужно играть и где переходить на другую тему. Иначе говоря, я занимался оркестровкой прямо на глазах музыкантов. А если учесть, что фильм идёт час сорок – и все это время там играет музыка, без нее нет ни одного кадра, где-то она тише, где-то громче, но она есть везде, то можно представить, какой объём работы пришлось проделать. Мы записывали музыку около недели.


О «Кин-дза-дзе!»

Мы с Данелией для «Кин-дза-дзы!» невероятно долго искали «ржавый звук». Приносили экзотические инструменты, которых во всей Москве было одна-две штуки, приходил фаготист и играл самый нижний звук или играл только на трости. Искали всё возможное. Соединяли звучание флейты-пикколо и контрабаса… Масса наложений!


Кадр из фильма «Кин-дза-дза!» режиссера Георгия Данелии

Кадр из фильма «Кин-дза-дза!» режиссера Георгия Данелии

А однажды звукорежиссёр Виктор Борисович Бабушкин, который работал над картиной, что-то перепутал и стер клик. Нужно было играть странный звук, который герои исполняли на такой «клацалке». И Данелия принес амбарный замок, чтобы добавить его звук – «щелк». И приходит ударник, а попасть никуда не может, потому что клика нет. Мне пришлось взять этот замок в свои руки, и всю «партию» замка я сыграл, потому что помнил каждый кадр. Мы еще работали над картиной «Ку! Кин-дза-дза» – это уже мультипликационный фильм. То есть, мне удалось дважды войти в одну и ту же реку. Музыкально это было безумно интересно, потому что музыка практически та же – немного по-другому сделана, но те же темы, тот же композитор и то же удовольствие от записи. Эти фильмы о том, что без культуры всё идет к распаду, к которому мы, к сожалению, с годами все ближе и ближе. Я надеюсь, что те фильмы, которые мы делали, помогут человеку не одичать – очень хочется в это верить.


О работе с режиссерами

С Марком Захаровым мы работали на картинах «Убить дракона» и «Формула любви». Первое впечатление – сумрачный, спокойный человек, говорит скупыми фразами. Но с ним очень легко работать. Сотрудничавший с ним композитор Геннадий Гладков – мастер, который не пропустит ни одну фальшивую ноту, всегда начеку. Он невероятно строг, поэтому с ним работать и трудно и здорово. Всегда, когда работаешь с профессионалом, – это потрясающе. С Никитой Михалковым мы начали работать еще с «Утомленных солнцем». Потом у нас был «Сибирский цирюльник», многосерийная картина «Утомленные солнцем 2», «Солнечный удар». «Утомленные солнцем» – одна из моих любимых работ, там искренняя и щемящая музыка. И хотя она сама по себе очень яркая, но не заглушает картину, не отвлекает, настолько тонко вплетена в фильм. С Кареном Шахназаровым я работал над картиной «Всадник по имени Смерть», композитором был Анатолий Кролл. С Кареном Георгиевичем работается совершенно спокойно, он профессионал, который абсолютно точно знает, чего он хочет.


Кадр из фильма «Формула любви» режиссера Марка Захарова

Кадр из фильма «Убить дракона» режиссера Марка Захарова

О руководстве оркестром кинематографии

В 90-е годы было очень сложно. Чем кормить людей, где найти хороших музыкантов, которые будут работать за три копейки? Это был самый сложный период. Сейчас тоже непросто, надо выдерживать конкуренцию, если не будешь выдерживать – твои музыканты уйдут туда, где больше платят. Это не так просто, но мы стараемся, хоть у нашего оркестра самый маленький грант. Бывают такие моменты, когда ты понимаешь – если не я, то кто? С 93-го года (тогда Сергей Иванович Скрипка стал художественным руководителем оркестра. – Прим. ред.), слава богу, прошло уже 26 лет, и мы постепенно растем – быстро ничего не делается!


Кадр из фильма «Всадник по имени Смерть» режиссера Карена Шахназарова

О желании писать свою музыку

Любым делом надо заниматься серьезно. Наверное, есть люди, которые умеют одновременно одной рукой писать книгу, другой рисовать картину, а в голове сочинять музыку – не знаю, я так не умею. Есть несколько фильмов, где я автор музыкальных композиций. Например, в фильме Леонида Квинихидзе «Друг», где звучат песни Александра Розенбаума, в картине «Сад желаний» Али Хамраева, фильме Эльдара Рязанова «Тихие омуты» – там музыка Микаэла Таривердиева, а я написал все партитуры струнного оркестра. А одна из моих любимых работ – это «Не хлебом единым» Станислава Говорухина. Там использована музыка Иоганнеса Брамса, а автор музыкальной композиции и дирижер – я. Нужно было фрагменты «Четвертой симфонии» Брамса, не изменяя ни единой ноты, таким образом подобрать, чтобы появилось ощущение, что Брамс написал музыку именно к этому фильму.


Кадр из фильма «Друг» режиссера Леонида Квинихидзе

Кадр из фильма «Друг» режиссера Леонида Квинихидзе

О «Мосфильме»

Я начинал на «Мосфильме» и продолжаю здесь работать с оркестром, «Мосфильм» – это мой дом, каждый камешек мне здесь знаком. Что он для меня значит? Словами это непросто выразить. Это чувство чего-то самого родного. Очень многие, кто здесь работает – мои знакомые, да и с руководством у меня хорошие отношения. И новую студию я сам осваивал, делая первые записи... Всё очень приятно вспоминать… Студия развивается, и это очень хорошо. Вся инфраструктура соответствует самым требовательным вкусам.


Кадр из фильма «Сад желаний» режиссера Али Хамраева

Кадр из фильма «Сад желаний» режиссера Али Хамраева

23 сентября 2019 года в Концертном зале имени Чайковского состоится концерт под названием «Музыка к фильмам – лауреатам премии «Оскар» в рамках абонемента «По волнам нашей памяти». На концерте прозвучит музыка из четырех советских и российских фильмов – победителей премии Американской киноакадемии в номинации «Лучший фильм на иностранном языке». Это фильмы «Дерсу Узала» совместного производства СССР и Японии (реж. Акира Куросава), «Москва слезам не верит» (реж. Владимир Меньшов), киноэпопея в четырех частях «Война и мир» (реж. Сергей Бондарчук) и фильм «Утомленные солнцем» (реж. Никита Михалков). Также в программе концерта саундтреки к зарубежным фильмам – лауреатам премии «Оскар».